Истории от укро-историков. Иностранцы. Шотландец Карл Гаскойн и Луганск

Истории от укро-историков. Иностранцы. Шотландец Карл Гаскойн и Луганск

На Украине – новый тренд: в рамках стабильного подлизывания всех доступных мест у запада полностью переписывать заслуги и достижения Российской империи на иностранцев:

💬

Європейські інвестори зайшли на Донбас на 200 років раніше від “руського міру” (Европейские инвесторы зашли в Донбасс на 200 лет раньше из “русского мира”). Яке відношення до Донбасу має росія, не відповість жоден історик світу (Какого отношения к Донбассу имеет Россия, не ответит ни один историк в мире)

Так уж у них выходит, что как будто бы несомненно значимые для развития страны иностранцы, внесшие большой вклад, действовали сами по себе – сами прикатили на дикие, безлюдные территории, к которым Россия не имела отношения, сами решили что-то строить. А потом москали присвоили все достижения, обидев этим не указанных иностранцев, а несуществовавшую тогда Украину.

Вот и шотландец Карл Гаскойн назван единоличным основателем Луганска. Как будто сидел он где-то в помещениях Carron Company под Эдинбургом, да и решил на свои деньги, на свой страх и риск, в одиночку осваивать Донбасс. И якобы не было роли русского адмирала графа Николая Мордвинова, генерала Георгия Шевича, руководителя горного ведомства Михаила Соймонова и многих других. И как будто сам Гаскойн не стал позже Действительным статским советником согласно табелю о рангах Российской империи.

Однако на самом деле талантливый оружейник, изобретатель приехал в Россию не для реализации собственной задумки. Он был приглашён на русскую службу Екатериной II в 1786 г. Содействовал этому этнический шотландец, при этом – патриот России, адмирал Самуил Грейг, стремящийся развивать и перевооружать русский флот. А матушка-императрица, рассмотрев предложение своего флотоводца, повелела “не затрудняться размером жалования, лишь бы безошибочно лить пушки”

Гаскойн согласился начать работу в России не сразу, а когда было озвучено баснословное по тем временам предложение – 1500 фунтов стерлингов в год и половина прибыли заводов. Для него принятое решение отрезало путь назад, так как в Британии было оценено предательством. Начал Гаскойн свою деятельность в России с Петрозаводска, где на берегах Лососинки необходимо было реконструировать Олонецкие заводы.

Почему же так важно для России было развивать свою металлургию на Донбассе? Россия прорвалась к побережью Черного и Азовского морей. Ясский мир был еще “молод”, униженные османы не смирились с потерей Крыма. Необходимо было производить оружие, боеприпасы для флота и южных крепостей. А для этого нужен был металл. Много металла. Урал же с его заводами был слишком далеко.

Но рядом были все возможности для развития металлургического производства. В 1794 г. Гаскойн провёл изыскания на реке Лугань, а также изучал возможности для получения сырья, о чем и докладывалось императрице Екатерине II. 14 ноября 1795 года она подписала Указ “Об устроении литейного завода в Донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля”. На важное дело строительства завода предлагалось употребить 715 733 рубля, оставшихся от вооружения Черноморского флота.

Сказано – сделано. Из Англии были приглашены мастера (но не навсегда, а “доколе собственные мастера к этому не обыкнут”). Каменный уголь должен был поступать по Северскому Донцу из Лисьей балки (ныне – Лисичанск), а железная руда из рядом расположенных сел — Городища и Петропавловки.

В 1796 году началось строительство завода. И в этот же год произошла смена “руководства” страны – на престол взошёл император Павел I, ревностно относящийся ко многим проектам своей величественной родительницы. Однако Луганского (как тогда его именовали Екатеринославского) завода это не коснулась. Слишком важен он был для России.

К строительству были привлечены масштабные человеческие и материальные ресурсы из самых разных уголков России. Среди рабочих было много выходцев из Липецка и финно-угорского Олонца (свидомиты, финно-угры – кругом!!!). Инженерный состав пополнялся студентами из Петербургского горного училища. Заводские механизмы и машины доставлялись из Александровского завода Петрозаводска.

Для работы домны нужен был кокс. И вот в марте 1799 года на Лисичанском руднике было выработано 19 000 пудов кокса.

4 октября 1800 года была запущена первая домна, выплавлено 3 581 пудов 19 фунтов чугуна. Ещё через 3 года начала работу вторая доменная печь. Однако желаемого качества продукции полностью достичь не удалось. Но пушки стали выпускать уже к февралю 1804 года.

В 1887 году работа Луганского казенного завода была остановлена. А в 1892 году на его базе открылся казенный патронный завод. Но это уже другая история.

В промышленном развитии завода и связанных с ним производств не было и следа кого-нибудь из пантеона прославляемых ныне квази-украинцев. Хоть бы какой гетман отметился не войнами, не предательством, а строительством и созиданием. Не же. Это Россия строила и развивала свои территории и свою промышленность, привлекая тех специалистов, которых считала нужными для достижения поставленных ею целей.

Оставить ответ

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.