Сусанин и отрок-киевлянин – жизнь за Отечество

Сусанин и отрок-киевлянин – жизнь за Отечество

На Украине в рамках декоммунизации запретили … Ивана Сусанина, так как он – имперец😀.

Нам есть что сказать по этому поводу. Например, что во время немецкой оккупации газетёнки Министерства пропаганды Третьего Рейха старательно дискредитировали и самого Сусанина, и оперу Глинки “Жизнь за царя”. Но речь пойдёт немного о другом.

В 1817 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы “Мужество киевлянина, или вот каковы русские” (композитор – Александр Титов, либретто – Александр Княжнин). Сюжет построен на истории, как во время осады Киева печенегами русский отрок, имя которого осталось неизвестным, влюблённый в красавицу Вельмилу, хитростью пройдя через вражеский лагерь и переплыв Днепр, пробирался к воеводе Претичу, который помог спасти город.

Опера Катерино Кавоса “Иван Сусанин” была представлены миру лишь 2-мя годами ранее.

Сюжет с киевским отроком отражён в “Повести временных лет”, о чём знают российские школьники, но не ведают украинские:
💬В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой… И сказал один отрок: “Я проберусь”… Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто-нибудь коня?”. Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл…”.

Михаил Ломоносов включил рассказ “Избавление Киева от осады печенежской смелым переплытием россиянина через Днепр” в “Идеи для живописных картин из русской истории”, а Александр Писарев – в “Предметы для художников, избранные из Российской истории, Славенского баснословия и из всех русских сочинений в стихах и в прозе” (1807 год).

В 1810 году уроженец Чернигова Ефим Люценко посвятил смелому киевскому отроку стихотворение “Чеслав”:

💬…Торжественный венец чело его облек;
Признательность ему готовит новый век;
Богатство, славу, честь, – Увы! Судьба уныла!
Бросается Ирой в объятия Радвила;
В груди его весь дух стесняется от ран –
И скоро кончил дни спаситель Киевлян.
О жертва своея отчизны добровольна!.
Забвенья лютый мрак, пучина лет бездонна
Не может никогда твой подвиг поглотить!
Тебя Россиян род великим должен чтить,
Доколе славных дел предания продлятся,
Ты будешь, друг Славян! в сердцах благословляться!
И можно ли забыть Отечеству того,
Кто жизнь свою на смерть меняет для него?

После войны 1812 года история про отрока пользовалась большой популярностью и была на равных с историей Ивана Сусанина, так как отражала подвиг простого человека, отважно рискующего собой ради Отечества.

Затем рассказ о спасении русского Киева от печенегов вошёл в “Историю России в рассказах для детей” Александры Ишимовой.

Казалось бы, на фоне отсутствия достаточного числа своих героев свидомые могли бы использовать сюжет “Мужність киянина, чи ось які русь-українці” и вещать про подростка, который спас Русь-Украину. Но нет же. Идеология украинства построена не на служении, а на майдане. Она не готова принять истинный героизм без карнавальных выкрутасов.

Вячеслав “Керчь” и ваша Дана

Оставить ответ

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.