А начну с дня сегодняшнего. С днём учителя хочу поздравить всех тех моих учителей и преподавателей, которые подарили знания, научили не опускать руки и искать ответы на самые трудные жизненные вопросы. Частичка их души – всегда со мной.
Однако отдельно следует указать, что из моего поздравления исключена пани Худоба – бывшая мовнючка школы № 27 – за свидомизм и карьеризм. Пусть Татьяну Валерьевну черти поздравляют, а не люди.
Ну, а теперь – в Лисичанск 1910 года. Мои земляки знают устойчивое выражение в отношении Лисичанска – “колыбель Донбасса”. Но так считали и наши предки, жившие более 100 лет назад. Тревожась о возможностях образования, они говорили про своё родное село [ещё даже не город]:
Лисичанск – колыбель горной промышленности.
В заметке, написанной в газете “Утро”, описаны проблемы с образованием. Хочется отметить неравнодушие лисичан, а также высокое качество подготовки специалистов в штейгерской школе.
Я получил сразу 2 письма иэ Лисичанска. В 1-ом несколько комплементов. За комплименты, конечно. благодарю: ужасно люблю, когда хвалят, но заявляю во всеобщее сведение, что я человек молодой, очень робкий и конфузливый. Перечитывая лнсичанское письмо, я сконфузнлся.
Лиснчанцы, напр., надеются, что если в газете будет напечатано о порядках, установленных в лисичанской штейгерской школе, то в школе «кое-что изменится».
А я думаю…
Но не скажу, о чем думало, а начну прямо со штейгерской школы… В лисичанской штейгерской школе уволили воспитанника 3-го класса будто бы только за то, что он прошел по коридору до курилки с папироской, зажатой в руке, и имел удовольствие встретиться в этот момент с управляющем школой…
Ученики штейгерской школы- её гимназисты, и в третьем классе учатся уже великовозрастные. Думаю, что выгонят из школы за папироску, зажатую в руке, жестоко…
Можно было бы обойтись без изгнания…
В штейгерскую школу, по программам, принимаются окончившее министерское двухклассное училище. Но поступить в школу, вообще, весьма трудно. Требуется подготовка, и поступающие в школу обыкновенно готовятся к поступлению у двух преподавателей школы. В школу держало экзамены 120 человек, принято 40, из них подготовлявшихся – 21. За подготовку законоучитель [преподаватель Закона Божьего] взымает 20 руб. в месяц.
Говорят, что о. законоучитель проектирует устроить подготовительный масс на 30 человек. С 30 учеников будут взимать тоже по 20 рублей в месяц.
Я думаю… Впрочем, в «исторических заметках о лисичанской штейгерской школе за время её существования (школа существует с 1872 г.) сказано, что «положение преподавателей школы в материальном отношении незавидно… Кроме жалования, и других каких- либо заработков преподаватели достать не могут, если бы и пожелали этого»…
О. законоучитель преподаёт школе, кроме своего специального предмета, еще географию и русский язык… Нужно было бы облегчить непосильный труд о. законоучителя…
Перед открытием занятий в штейгерской школе был отслужен молебен, и затем временно исполняющий обязанности инспектора прочитал список окончивших в этом году школу н получивших звание штейгера учеников.
Но почему-то инспектор не ограничился этим спи оком, а прочитал ещё и список воспитанников, оставшихся на второй год за малоуспешностью…
На воспитанников перечисление на торжественном собрании оставшихся товарищей и предание их таким путем публичному оглашению произвело неприятное впечатление, и я думаю, что такой прием вряд ли поощрит «малоуспешных».
Затем присутствовавшие на торжестве немало подивились, увидев восседавшего за одним столом с преподавателями… – полицейского надзирателя.
Лисичанский полицейский надзиратель, может быть, и очень почетное лицо в Лисичанске, но к штейгерской школе он, кажется, не причастен…
Но я думаю, что за педагогическим столом полиция сидела тоже для поощрения малоуспешных…
Лисичанская штейгерская школа накануне преобразования в учебное заведение второго разряда. Такому преобразованию можно только порадоваться, но детям горнорабочих, для которых н создана школа, будет тогда окончательно закрыт доступ в нее.
Дело в том, что в Лисичанске нет училища, подготовляющего детей прямо для поступления в штейгерскую шкалу. По мнению авторов писем, на основании которых я пишу эту заметку, необходимо существующее в Лисичанске двухклассное министерское училище преобразовать в городское училище, пригласить новых преподавателей. Из городского училища дети рабочих могут свободно переходить в штейгерскую школу…
О преобразовании министерской школы в городскую должно позаботится бахмутское уездное земство, кстати сказать, получающее изрядные доходы с лисичанцев. Лисичанцы, с гордостью считающие Лисичанск колыбелью горной промышленности, надеются, что к ним на помощь в этом деле придёт и съезд горнопромышленников.
Я думаю, что съезд горнопромышленников… придёт на помощь…
А. Епифанский.
Оставить ответ
Это Вы вошли в систему чтобы оставить комментарий.