Грушевский № 2. Что с ними не так?

Грушевский № 2. Что с ними не так?

Часть 2

Итак, мы остановились на этапе биографии троюродного племянника Михайлы Грушевского Сергее, когда он в 1917 году ратует за русский национализм и презрительно высказывается про украинство.

Летом 1917 года он – член Киевского клуба прогрессивных русских националистов, а в сентябре избран товарищем председателя.

В октябре Грушевский № 2 секретарствовал на Съезде русских избирателей Киевской губернии и выступил с блестящим докладом, в котором говорил:

… восстанье гетмана Мазепы показало, что сепаратистические тендеценции у малороссов были не глубоки (за Мазепой пошло всего около 2000 чел.). Впоследствии сепаратистическое движение все глохло и глохло.
В конце 18 и в начале 19 века украинское движение возрастает. Появляется идеология украинства (Котляревский, Квитка-Основьяненко). В конце 18 и в начале 19 века украинское движение возрастает. Появляется идеология украинства (Котляревский, Квитка-Основьяненко)… Только с середины 19 века начинает слагаться то украинское движение, рост которого наблюдается в настоящее время… Галиция, по выражению М. Грушевского, сделалась украинским пьемонтом. В Галиции выросло ядро тех деятелей, которые стоят сейчас за украинским движением в России…
До революции об украинском движении почти не было слышно, после революции [заметьте, февральской, а не октябрьской] оно разрослось, и теперь, можно сказать, что в Малороссии власть захвачена украинцами. Захват происходил планомерно и хитро…
Мы видим план действий украинцев: сначала немножко, потом больше и, наконец, все. И это в то время, когда Россия, действительно, на краю гибели.
Пускай украинцы будут украинцами. Но пускай малороссы смогут быть русскими.
Первое народное имя, которое у нас здесь, на юге, появилось было «Русь». «Слово о полку Игореве» говорить о русской чести, о русском имени и о русских племенах.
Историческое прошлое подсказывает нам право на самоопределение, и мы считаем себя прежде всего русскими, а потом уже малороссами, великороссами или белорусами…
Украинцам, в лучшем случае удастся только разорвать малорусское племя на два части и большая часть, я верю, пойдёт за русскими.

Он утверждал:

Киев — город русский и в особенности город русской культуры. И пока он, сердце Малороссии, будет русским, то и весь край, несмотря на все опыты насильственной украинизации, подчиняясь его могучему культурному влиянию, будет всегда сохранять живую привязанность и любовь к великой русской культуре.

Вполне чёткая, конкретная, ясно обозначенная позиция. Грушевский – рядом с Шульгиным во время Украинской державы, следует за ним в Одессу и в период УНР, всё больше укрепляя позиции в русском движении. Там, на юге России, он вошёл в бюро Южно-Русского национального центра и разрабатывал концепцию национальной политики Деникина. А кто бы был против? Ведь Грушевский продолжал выпускать статьи, к примеру с таким названием – «Единство Русского Народа»:

… Мощное сознание национального единства русского народа собирает под трехцветным знаменем, символом общерусского единства, развевающимся над русской добровольческой армией, многочисленных представителей со всех трех русских племен.

Затем наш герой возвратился в Киев, где и встретил своих – белых. Он – не на вторых ролях, активно трудится в информационно-пропагандистском органе Вооружённых Сил Юга России, называя себя прогрессивным русским националистом. При этом успешно работал в университете.

Идейный конфликт у него с белыми появился после призыва единения с украинцами. Он пишет:

Если раньше можно было употреблять слова малоросс и украинец безразлично, как определяющие по существу одно и то же …, то теперь эти понятия прямо полярны. “Малоросс” считает себя русским, для него родным является и русский язык, и русская культура. Для «украинца» же все это чужое, неродное; он считает себя представителем совершенно особого славянского народа и отнюдь не считает себя русским. Отсюда «малороссы» стремятся к наиболее тесному культурному единению с остальными русскими племенами и к общей государственной жизни с ними, «украинцы» же наоборот — к культурному и экономическому разъединению и к государственной самостийности. «Малороссы», таким образом, являются началом единения, предпочтения целого частностям, элементом прогресса, «украинцы» же в настоящее время — началом раздробления, провинциализма, регресса.

С ноября 1919 года Грушевский работает над изданием газеты «Киевская Русь», укрепляя идеи единства русского народа. Малороссию (ни в коем случае не Украину) он видит местом борьбы с украинством:

Дружным, братскими усилиями всех русских народов завершим общее полюбовное русское дело, построим общий величественный храм обновленной России.

Всё, что делает Грушевский №2, пронизано идеей великой и неделимой России. Но…

А про это – следующая часть.

Оставить ответ

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.