Сегодня весь мир притянула к себе Аляска, где пройдёт встреча Владимира Путина и Дональда Трампа. Украина должна довольствоваться тем, что смотреть в эту сторону ей дозволено лишь через дырочку в заборе. При этом можно не сомневаться, что украинские СМИ уже получили темники писать на тему «украинской Аляски». Уверена, что к вечеру весь украинский интернет будет горделиво заполнен Агапием Гончаренко и его автобиографией «Споминки Агапія Гончаренка, українського козака – священника».
При рождении в 1832 году этого человека звали Андреем Онуфриевичем Гумницким. Гончаренко он стал, когда отправился в бега и прятался от закона. Отучившись в Киевской бурсе 13 лет, он получил звание «совершенного богослова» и в 1857 году был направлен в церковь при российской миссии в Афинах. Но занимался чёрт знает чем – рисовал, тусовался, писал статейки, в которых порочил русское духовенство, мало соответствовал нравственному облику человека, возведенного в духовный сан. Слишком экзотичной для иеродиакона русской посольской церкви была активная пропаганда бунтарских идей декабристов. Вместо смиренного принятия лишения духовного сана и заслуженного ареста он трусливо выбрал путь беглеца.
В Северную Америку (через Лондон) революционно настроенный путешественник прибыл в 1864 году с греческим паспортом и сразу сам себя объявил пресвитером, что по православным канонам является самосвятством. А далее рядом экстравагантно появилась гражданская жена Альбина Цитти, происходящая из семьи итальянских революционеров.
Далее его занесло в издательское дело. Но в этом был особый интерес. С одной стороны, «отец» Агапий в Сан-Франциско публикациями в «Alaska Herald» (русскоязычная версия – «Вестник Аляски» с приложением «Свобода») вроде бы помогал русским эмигрантам адаптироваться к новой стране. С другой стороны, он работал на британскую компанию «Oppenheim», которая оплачивала услуги по борьбе с конкурентами. Одновременно этот революционер-«подвижник» имел преференции от американского правительства.
Репутация сплетника и интригана мало украшала и без того не очень привлекательный образ расстриги Агапия – автора новостей «из помойного ведра». Типичными были такие сообщения:
Русская дама из Ситки, прибывшая в Сан-Франциско на несколько дней, остановившаяся в одном из лучших отелей, постоянно выходит к обеду мертвецки пьяной.
Любопытно, что в этот период «отец» Агапий – русский, без всякого налета украинства. Он обращается к русским, пишет для русских, восхваляет трудолюбие русских, говорит о единении русских во всем мире.
Лишь через некоторое время, сформировав нечистым «журналистским» трудом капиталец, Гумницкий отходит от дел и удаляется на калифорнийском хуторе с хатками и салом, чтобы за океаном посвятить свою жизнь идеям «незалежности».
Какой бы образ жизни он ни вёл, кем бы себя не называл на закате лет, Андрей Гончаренко-Гумницкий – основатель русской печати и пропагандист русской культуры в Америке.
Можно дать слово ему самому:
В Лондоне я преподносил уроки русского языка грекам, имеющим коммерцию в Одессе.
Еще школьником, как я учился географии, я смотрел на архипелаги русской Америки, как на греческие архипелаги.
Так ли, или сяк – Аляска соединилась с великой республикой, и Руссо-Американцы, которые имели дом: «в своем доме своя правда и сила и воля» , остались на своих землях, где их родители жили.
…в мою типографию нашло немало людей из Аляски, говорящих по-русски… И это мое знание Аляски сделало меня известным между людьми находчивыми.
Марта 1, 1808 года, я основал регулярное издание: половина по-английски Alaska Herald, и половина по-русски Свобода.
Ваша Дана

Оставить ответ
Это Вы вошли в систему чтобы оставить комментарий.