В поисках “голодомора”. Фотографии Бойд

В поисках “голодомора”. Фотографии Бойд

В 1934 году богатая американка, искательница приключений, исследовательница арктического севера Луиза Арнер Бойд совершила путешествие по Восточным кресам Польши по следующему маршруту: Львов — Ковель — Кобрин — Пинск — Клецк — Несвиж — Слоним — Вильнюс. Поездка продлилась 3 месяца. Сопровождали Бойд польские фотографы Станислав Гожуховский и Ванда Ревеньская. Результатом поездки стала серия фотографий, отражающих жизнь этой территории.

Судя по всему, Бойд особенно впечатлило белорусское Полесье, и особенно — Пинск. Однако и Западная Украина попала в объектив её фотоаппарата.

При просмотре её снимков невольно возникала мысль о фотографиях Александра Винербергера так называемого “голодомора”, сделанных в Харькове [повторять их не буду, их много раз разбирали] примерно в это же время. Фотографии австрийца использовались в антисоветской, а сейчас используются в антироссийской пропаганде, они намеренно фиксировали особые события. Например, лежащего на земле человека, неизвестно — умершего, пьяного, больного, без явных признаков кахексии. Их задача — сформировать представления о массовом голоде на Украине.

Но ведь можно сравнить.

Одежда. На снимках Бойд — люди одеты нарядно, они готовились и специально выходили, чтобы попасть в объектив фотографа [по свидетельству самой американки]. Представленные фотографии сделаны 23 сентября 1934 года. Это был воскресный день, когда местные ходили в церковь [церкви Бойд тоже фиксировала]. У Винербергера — обычные люди на улицах, которые не позировали фотографу.

Комплекция. Любопытно, что нет особой разницы между людьми на снимках Винербергера с “голодомором” и на снимках Бойд. В целом, люди достаточно поджарые. Однако явной кахексии, как на фотографиях голода в Поволжье, нет ни на одном снимке. Хотя к некоторым фотографиям детей у Бойд можно придраться с большим основанием — увеличенные животы и рахитические деформации костей лба и конечностей могут указывать если не на полный, то на частичный голод.

В целом, если бы стояла задача использовать фотографии Бойд для пропаганды, это легко бы получилось. Достаточно сопроводить представленные снимки соответствующим текстом, и податливый читатель увидит признаки подавления людей, унижения и “голодомора”.

Отдельно — о фотографии с козой. Классический фейк голодоморщиков был в том, когда обычную худенькую девочку представили на фотографии умирающей от голода, а на заднем плане гуляла коза, опровергающая идею, что есть нечего. Потом её удалили со снимков. Так вот коза у Бойд на фотографии со рынка Золочева тоже присутствовала – на фоне людей, которые могут посоверноваться в своей худобе с девочкой с козой.

Не дайте себя обмануть.

Оставить ответ

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.