🧪Большая химия маленького “Лисхимстроя”

🧪Большая химия маленького “Лисхимстроя”

На первой фотографии, датированной концом 40-х, – маленькая девочка, школьница “Лисхимстроя” (будущего Северодонецка), ученица 5-го класса. Звать её Барбарой Гейб (позже, в замужестве – Питч, 1938 года рождения). У неё есть ещё старшая сестра Катарина (в замужестве Острайх, 1937г.р.) и младшая Ульрика (в замужестве Хейзе, 1940 г.р.), а также младший брат – Рупрехт (1939 г.р.).

Все они – дети Хедвиги Гейб-Дельбрюк и Карла-Германа Гейба, немецкого химика мирового уровня, одного из двух, независимых друг от друга разработчиков процесса Гейба-Шпевака – промышленного метода производства тяжелой воды (оксида дейтерия = D2O).

С 1940 года Гейб работал на химическом промышленном комплексе Leunawerke в земле Саксония-Анхальт Германии. В рамках секретной операции “Осоавиахим” 21 октября 1946 года Гейб, как разработчик немецких военных технологий, и члены его семьи были вывезены в Советский Союз, сначала в Москву, а в 1948 году – в Донбасс, в “Лисхимстрой”.

Об уровне этого события говорит тот факт, что за перемещениями Гейба при всей секретности следила ЦРУ. В американском отчёте от 28 августа 1953 года содержатся сведения о Северодонецке (название было дано в 1950 году) вплоть до его географических координат, взаимного расположения по отношению к Лисичанску и Рубежному, к дорогам, включая железнодорожные пути.

В этом отчёте говорится о следующих немецких специалистах-химиках – Эрнсте Пауле Берольде, Карле Германе Гейбе, Курте Костерхоне, Вальтере Шмидте, Луисе Гемасамере и инженере Карле Боде. Все они работали в здании управления химического завода в Северодонецке, который получил оборудование Leunawerke.

ЦРУ высоко оценивало перспективы химической промышленности Северодорецка. Судя по всему, американское ведомство получало какую-то информацию о том, как использовались специалисты. Однако можно предположить, что полные сведения раздобыть не удалось. Наиболее полно описаны лишь следующие задания:

🧪Оценка свойств нитрата аммония и разработка предложений по хранению и транспортировке этого агента. ЦРУ считает, что эта работа проведена неудовлетворительною
🧪Разработка процесса производства моторного топлива и продуктов окисления путем синтеза окиси углерода и водорода на основе процесса Фишера-Тропша с созданием экспериментального производства на территории завода. Работа была выполнена.
🧪Изучение преимуществ конверсии водяного газа, процесса под давлением, используемого для преобразования оксида углерода в водяной газ, по сравнению с процессом без давления. По оценке ЦРУ, работа была проведена фрагментарно.

Общий вывод ЦРУ сделан такой:

Результаты исследования были приняты, а затем исчезли без обсуждения.

Но так на то и был назначен высокий уровень секретности для этой деятельности, чтобы липкие глаза бывших союзников не могли увидеть то, что происходит в Советской Союзе.

Стоит отметить, что западная пропаганда не смогла эти данные использовать и в своих вбросах, что развитие послевоенной советской промышленности якобы было построено на немецких технологиях и специалистах. Не смогли они для этого из Северодонецка получить подходящей информации.

Яковенко Вячеслав (“Керчь”)

📕 Наш Новый путь Донбасс

Оставить ответ

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.