31.07.2021

Интернет-газета Наш Донбасс

Новости ЛНР, ДНР, Донбасса, Новороссии, Луганска, Донецка, Украины и мира

Статья Путина и декларация общества студентовъ малороссовъ, бѣлоруссов «Единство Русской Культуры» 1925 года

Наш постоянный читатель как-то обратил внимание на декларацию студентов-эмигрантов 1925 года, изданную в Праге*. Мы заметили удивительные параллели, практически полное совпадение высказываний с нашумевшей речью Путина, которая, без сомнения, определяет национальную политику и является идеологическим базисом современной России. И это заставило вновь обратится к вопросам единства русского народа.
Концепция общерусской нации на всем протяжении единой истории на всем пространстве России была доминирующей. Преувеличение имеющихся различий между великороссами, малороссами и белорусами в культуре, традициях, языке было следствием внешних, чуждых влияний и не рождалось внутри народа, не поддерживалась им. А все почему? Да потому что не слова, а РОДСТВО определяло единство.

При всех региональных различиях великороссы, малороссы и белорусы чувствовали себя не просто близкими, а РОДНЫМИ — РУССКИМИ, с общим ОТЕЧЕСТВОМ, с общей идентичностью.

Как русскими из средней полосы России воспринималась южно-русская специфика? Очень мирно — как милые, любопытные особенности, вызывающие интерес. И наоборот. Специфика не раскалывала, а соединяла, скрепляла. Так и в одной семье мелкие различия на фоне генетической общности делали людей интереснее друг другу, ближе. И Кирилло-Мефодиевское братство в середине XIX в. само по себе не пошатнуло status quo, как и меры, предпринятые против национального раскола. Это был спор элит, который не касался идентификации народных масс.

Начало ХХ в. принесло с собой революции, войны, искусственное наращивание сепаратистских тенденций и все более активное противопоставление формирующихся этносов. Борьба за идентификацию приобрело агрессивно-ограничительный характер. Чего только стоят концлагеря, созданные для русинов, считавших себя частью русского мира? Именно тогда, а не после 1917 г. и череды «национальных» украинских правительств, со стороны России украинство стало признаваться. Известно, что Николай II после 1915 г. в публичных высказываниях, рассчитывая на лояльность, использовал понятие «украинцы», а не малороссы.
После Февральской революции 1917 г. с целью укрепления армии происходит активная и порой искусственная украинизация воинских формирований в России. Многиедеятели украинского национального движения вылупились как раз из них, вкусив ядовито-сладкий плод раскола Отчизны. Окна Овертона уже были широко распахнуты, появился базис для событий, произошедших после Октябрьской революции. На территории будущей Украины началась чехарда власти. Центральная Рада, гетманат Скоропадского, Директория Петлюры, Западно-Украинская Народная Республика на Галичине, Донецко-Криворожская советская республика, Одесская советская республика, мелкие «царьки» с их отаманствами. 
Миллионы людей соблазнялись разными посулами. К ним обращались, как к отдельным от русских украинцам, поляки, австрийцы, немцы, французы и .. русские. Им обещали и рисовали разные формы счастливого, но украинского будущего. И запрос на отдельное украинство созрел. Нет, он не был всеобщим. Могла ли установившаяся советская власть превозмочь этот запрос? Наверное могла. Преодолевать не стала, следуя веяниям и проводя коренизацию. 
 
Но можно ли без сомнений утверждать, что национальная политика 20-х — это политика раскола? С одной стороны, украинизация велась активно и агрессивно. Но разве люди утратили ощущение ОТЧИЗНЫ и РОДСТВЕННОСТИ? Разве их убеждения в чем-то противоречат декларации студентов-эмигрантов, включающей основные позиции, определяющие такое понятие, как «триединый русский мир»? Не уверенности. А неуверенность зиждется на том факте, что люди, называвшие себя украинцами, продолжали жить общей жизнью с Россией, считая Украину единым целым с большой страной. Они защищали Отчизну, боролись, страдали и погибали не за отдельную, изолированную неньку. Нет. Их Отчизна — это и есть тот самый триединый мир РОДНЫХ народов с единым корнем.
 
* В Праге с 1925 года вело свою работу Товарищество студентов малороссов и белорусов. В их руководящий орган Раду входили студенты-эмигранты Хитьков (председатель), Гулин, Демьянчик, Горячко, Клим, Николаенко, Телех. В ноябре 1925 г. ну товарищества появилось новое название — «Единство русской культуры». Общество отстаивало единство русского народа и культуры. Скорее всего, товарищество вошло в состав Союза русской национальной молодежи.

Поделиться ссылкой: