27.09.2021

Интернет-газета Наш Донбасс

Новости ЛНР, ДНР, Донбасса, Новороссии, Луганска, Донецка, Украины и мира

Разъединяющая єдність

Украина получила свою независимость, как ком с горы — неожиданно, незаслуженно и оглушающе. Большая ее часть по сути не боролась за нее и не очень-то и хотела представлять собой что-то самостийно-незалежное. Но раз уж подарок судьбы свалился, политическая элита и ее прислужники взялись за дело и стали строить «национальное государство» по инструкции к домикам Ниф-Нифа и Наф-Нафа. Им казалось, что они смогут это сделать. Ведь опыт существования в рамках Российского государства должен был чему-то научить.

Но Россия давно существует под разными названиями, включая Российскую империю и Советский Союз. Российская Федерация — это последовательное продолжение длинного исторического пути государства, соединенного не только преемственностью, законами, границами, но самоосознанием единства проживающего многонационального народа.


Украина в 1991 году представляла собой оторванный кусок, населенный единым с Россией народом. На ее территории отсутствовала принимаемая народом общая культурная цивилизационная традиция, идентификация населения с общим государством. Многие этнические украинцы, которые могли бы являться основой нации, построенной на единстве этноса, жили в русской культурной и языковой традиции.

Отдельной нации на Украине не было. И с этим надо было что-то делать. Гордо выгнув спину, лидеры заявили, что они будут строить «политическую», гражданскую нацию, все члены которой, вне зависимости от этнической идентификации и языковых предпочтений, были бы лояльны к государству-новоделу. Такой концепт предполагал, что НЕ будет скатывания до идей крайнего этнического национализма, когда скрепляющим материалом является не государство, а превосходство крови. И если бы не главенство государственного лозунга «Украина — это антиРоссия», то шанс был.

Какие механизмы были выбраны, вместо того, чтобы в разных социальных группах формировать лояльность к строящемуся государству:
1. Языковое доминирование и неограниченный приоритет украинской мовы.
2. Формирование культурного доминирования украинского этноса с фиксацией на генетическую связь («генетические коды нации») — борщи, шаровары, вышиванки, сало, гопаки.
3. Формирование исторической памяти на основе заявленных национальных ориентиров, но с преобладанием западных постулатов (австро-венгерских, «европейских», диаспориальных) и в агрессивном антагонизме с традицией Поднепровской Украины («авторитарно-русифицированной»), а уж тем более к Востоку и Югу.

Мы можем рассмотреть, как эти механизмы пытаются вклинить в жизнь обычной школы в Лисичанске — городе, который боролся и борется за идеи собственной идентичности.

Это был провал. Украинизаторство не формирует и не сформирует общую идентичность. «Генетические коды» отправляли образованных и развитых людей к фольклорной, избыточной традиции, воспринимаемой шагом назад, «из города в доиндустриальное село». Символы государства (флаг, герб, гимн) были выбраны в угоду небольшой части населения и не принимались большинством. Тема голодоморов и героизации Бандеры, ОУН (запрещенной в РФ) и нацистских прихвостней стала маркером раскола.

К 2014 году произошло страшное. Национализм перерос в нацизм. Острота проблемы проявилась в гражданской войне, в нападении на Донбасс, которое можно трактовать, как отражение конфликта между крупными пластами населения, которые не стали единой нацией. А население его, которое раньше признавало общность с Россией, стало воспринимать себя неразрывной частью Российского Государство и поставило цель объединения с ним.

История показала, что крайние националистические подходы к строительству государства разъединяют, а не соединяет. И в Лисичанске ничего у нацистов не получится.

Яковенко В.А. («Керчь»)

Поделиться ссылкой: