07.12.2021

Интернет-газета Наш Донбасс

Новости Луганской Народной Республики и Донбасса

Культурная атака гопаком. В чем зрада, брат?

Тема гопака будет длиться вечно, пока политические украинцы будут представлять танец, разработанный советскими хореографами, как песню предков, эпический и глубинный призыв к свободе и независимости. Гопаком пытаются поразить искусственно назначенного врага, но пока только веселят его, устраивая нелепые рекорды, раздуваясь шароварами в воздушном полете и наряжаясь при этом в цвета российского флага. 

В противовес хлопоманам, свято верящим в существовании в народе особенного украинского танца, яркого, потужного и мыздобульного, мы придерживаемся версии, что бытовой народный танец Южной Руси был достаточно простым и мало отличался от того, что плясали по всей России, хотя и имел специфические черты. Но тень сомнений все-таки порой накатывает, и мы продолжаем искать следы экспрессивных прыжков на высоту, сравнимую с человеческим ростом, с ударами нога об ногу, невероятные шпагаты и па.

Если Вы внимательно читали наши прошлые публикации про гопак и другие «украинские» пляски, то в них говорилось, что в рисунке танца на первое место выходили не стиль его народной, бытовой, природной основы, зачастую не очень эффектной, а стиль балетмейстера, который, собственно, и выступал творцом танца как произведения хореографического искусства. В отношении гопака ими были гениальные советские хореографы Павел Вирский и Игорь Моисеев.


Есть две танцевальные фигуры сценического гопака, которые считаются специфическими и обязательными. Попробуем найти их признаки их в источниках, предшествующих творчеству указанных авторов.

1. «Разножка» — пожалуй, самое запоминающееся, выразительное, характерное движение со шпагатом в прыжке. Используется в мужском танце. 

Все наши попытки найти высокие прыжки и хотя бы полушпагаты в народных, бытовых украинских танцах были безуспешными. При этом мы рассматривали и «казачок», который многими считается предшественником либо более простым вариантом гопака.

И вот, где зрада поджидала: в русском сценическом — широко используется. В нем она не менее яркая и высокая.

2. «Ползунок» — танцор в присядке выбрасывает ноги вперед, опираясь сзади на руки.

У Вирского был самостоятельный, им разработанный танец с таким названием. Очень озорной и яркий.

Но ползунок часто встречается у танцоров, одетых в косоворотки. И танцуют они с девушками в кокошниках.

Вот и вологодские приговорки никак не вяжутся с версией кристально-чистого украинского ползунка:

Пойдем, товарочка, попляшем ползуна ли милого.

Ползунка все плясали девки, веселый ползунок с частушками.

Элементы гопака, даже с учетом сценических прикрас, показывают единство традиционного, танцевального фольклора, общность культурно-исторического базиса народа. Южно-русская танцевальная традиция характеризуется резкими движениями и взмахами рук, озорной, залихватской манерой исполнения. Но эти же особенности можно наблюдать в казачьем танце оренбургских казаков. Да.

Если вам было скучно читать всё, что написано, то вот вам раскраска с элементами русских народных танцев.

Ваша Дана

Поделиться ссылкой: