22.09.2023

Наш Донбасс

Информационно-аналитическая интернет-газета

Умберто Эко и украинский фашизм. Резюме

Мир стремительно меняется, смещаются центры силы, формируются коалиции, те, кто управлял хаосом, сами попадают в его водоворот. Но вопросы фашизма, жизненности этой идеологии с повестки дня не только не сняты, а усилены войной. Наша попытка оценить украинское общество по соответствию признакам, предложенным Умберто Эко в его эссе «Вечный фашизм», можно считать ответом Европе на постоянные претензии к России и на ласковое игнорирование реальной ситуации в социальной жизни Украины, включая наиболее характерные для фашизма явления.

Публикация Умберто Эко выбрана в качестве ориентира, так как её автор – типичный европеец, умеренный во взглядах, но при этом русофоб и антикоммунист. А это значит, что оценка проведена на основе тех критериев, которые укладываются в мировоззрение среднестатистического жителя Европы, задающего себе вопросы про суть и проявления фашизма.

Считается, что наличие 6-ти совпадений из 14-ти признаков Умберто Эко свидетельствует о фашизации общества. Как видите, Украина, её государственное устройство, её взаимоотношения власти и народа укладываются во все пункты – без исключения и безоговорочно.

Но проблема глубже и трагичнее. Она завязана не только на Украину, но и на Европу в целом. Как в 20-30-х Европа была колыбелью фашизма, в 30-40-х пестовала его, так и сейчас она занимается повторением своей страшной истории.

Формально зародившись в Италии Муссолини, фашизм быстро получил не только теоретическое, но и практическое развитие в Англии, Литве, Эстонии, Испании, Португалии, Норвегии, Германии. Это подчёркивает сам Умберто Эко. Но даже в странах, в которых фашистское движение не обрело по разным причинам громкий голос, оно присутствовало и, во многом, соответствовало представлениям населения об устройстве общества. Достаточно вспомнить франсистов Марселя Бюкара («франсизм по-французски есть то же самое, что фашизм по-итальянски») и их боевые отряды «синерубашечников», национал-социалистическое движение Антона Мюссерта в Нидерландах, «Шведский национал-социалистический союз свободы» Биргера Фуругорда и «Фашистскую боевую организацию Швеции» Свена Улофа Линхольма, «Рексистскую партию» Леона Дегреля в Бельгии. Зелёный австро-фашизм Дольфуса-Шушнига не имеет чёткой оценки, однако за себя говорят ликвидация демократической парламентской системы, запрет оппозиционных партий, государственный контроль над экономикой, строительство концентрационных лагерей. В Венгрии развивалось «белое движение», в котором доминировала «сегедская идея», сочетающая авторитарность, антикоммунизм и расовые принципы, ставшая основой нилашистского движения Ференца Салаши.

Куда бы на территории Европы мы не ткнули пальцем, обязательно обнаружим более или менее явные силы, действующие в рамках идеологии и практики фашизма. И всех их объединяло одно – антикоммунизм, который по своей сути являлся развитием застарелой русофобии.

А что сейчас? Так ли уж отличается от фашизма прошлого тоталитарное устройство Евросоюза с пресечением любого противоположного мнения (жесточайшие разгоны демонстраций), возрождением колониальной политики (с «пожиранием» экономики более слабых стран – Болгарии, Греции), чёткой и однозначной политикой превосходства и формирования образа врага (русофобия, оскорбления и дискриминация русских), распространения античеловеческих установок на фоне равнодушия к смертям, горю и страданию (Олаф Шольц: «Утверждать, что в Донбассе происходит геноцид, нелепо»), отсутствия реакции на очевидные, многолетние, военные преступления Украины (убийства, пытки, концентрационные лагеря, неоправданное военными задачами разрушение гражданской инфраструктуры), тихое (миссия ОБСЕ на Донбассе) и явное (поставка вооружения фашистской Украине) пособничество фашистам.

«Культурная» и «нравственная» Европа занимается ревизионизмом истории, выставляя СССР не освободителем, кем он являлся, а захватчиком, выдумывая байки про изнасилованных немок и «забывая», откуда совершено нападение на СССР, а также игнорируя факт,
чья промышленность работала на Германию. При этом сама она полностью утратила способность к рефлексии, критической самооценке, крайне важных для того, чтобы полноценно развиваться и не скатываться в болото нацизма.

Фашизм для Европы прошлого и настоящего является универсальным движением, его модель и идеология соответствует запросам. Умберто Эко это доказал.

Вячеслав Яковенко («Керчь»)

Поделиться ссылкой: