Предыдущая часть – здесь.
Враги общества – это тень общества, вывернутая наизнанку. Образ врага по своим признакам может сильно отличасться от настоящего врага. В фашистском государстве самоидентификация строится через противопоставление “чужому”, врагу, признаки различий заостряются, многократно усиливаются, образ врага превращается из реального (многомерного и ёмкого) в стереотипный (плоский и абстрактный).
Конструирование врага в фашистском государстве происходит в следующих направлениях.
Враг заявляется в качестве причины и источника всех бед; само его существование составляет угрозу и способно помешать удовлетворению материальных потребностей. Для Третьего Рейха эту роль, в первую очередь, выполняли евреи и цыгане. На Украине разработка образа врага шла сложнее. Здесь врагом признан родственный народ. Но этот принцип работает. Ежедневные обвинения Москвы в действиях, к которым она либо не имеет отношения, либо её влияние носит совершенно иной характер, – это данность. В собственных ошибках Украина тоже винит Москву и русских.
Враг напрямую ассоциируется со злом. Ему приписывается диаметрально противоположная система ценностей и отказывается в праве на добрые, хорошие поступки, никаких полутонов в оценке не допускается. В Третьем Рейхе считалось, что раз евреи богаты, то их благосостояние – не следствие каких-то личных достижений и успешности, а результат воровста у немцев. По аналогии на Украине заявляют, что все победы России либо ничтожны (“русские ничего не умеют”), либо являются присвоенным результатом деятельности якобы сворованных россиянами украинцев – Сергея Королёва, Ильи Репина, Ильи Мечникова и др.). Из этой же серии исторические фейки – Анна Ярославовна (Agnès de Russie), превращённая в Ганну Украинскую, “Киевская Русь и мокшанские болота”. Согласно навязанным представлениям, сами русские агрессивны, злы, всегда были заняты захватнической деятельностью, от которых страдали украинцы.
Успех врага – это неудача, а беда врага – победа. Феномен оценки позитивных или негативных событий в фашистском обществе имеет результатом нулевую сумму. Успехи России оцениваются негативно. Все трагедии, гибель мирных людей, их страдания – со знаком “плюс” и в украинском обществе считаются “перемогой”. Достаточно вспомнить позитивную реакцию на смерть детей в торговом комплексе “Зимняя вишня” (Кемерово, 2018 год), на крушение дома после взрыва газа в Магнитогорске (2018 год), на катастрофу Ту-154 под Сочи, когда погибли журналисты и участники Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. Александрова (2016 год).
Лишение врага индивидуальные черт. Любая негатвиная характеристика, приписанная вражескому обществу, распространяется на каждого члена этого общества вне зависимости от его взглядов и установок. Наглядный пример – глумление и преследование россиян, который после начала СВО выступили на стороне Украины и против России.
Расчеловечивание. Врагу в фашистском государстве отказывают в праве считаться полноценным человеком, его превращают в образ, который не вызывает жалости. Донбасс именуют Даунбасом, русских – ватниками, свинособаками, полагая, что это даёт моральное право жечь (как в Одессе) и много лет убивать (как в Донбассе), используя садистские методы и пытки (пыточные “аэропорта” Мариуполя, цех смерти в селе Половинкино, жесточайшие публичные казни военнопленных), издеваться над родственниками (звонки родным). Расчеловечивание выполняет ещё одну задачу: враг при использовании этого приёма выглядит недостаточно сильным, хоть и страшным.
Продолжение следует…
Вячеслав Яковенко (“Керчь”) и ваша Дана
Все новости
Volja или неволя укро-калиграфии: зачем Украине смена официального шрифта?
Укро-Рейх: пять мин на квадратный метр
Насильственная украинизация: Илько Чобитько и другие “древне-украинские” богатыри -3
Насильственная украинизация: Илько Чобитько и другие “древне-украинские” богатыри -2
Terra depopulatus или “Ще не вмерла”
Подлая жалость к нелюдям
Рейтинг военной мощи Global Firepower 2023
Куда ведут детские следы?
До последней украинКИ
Свидомое украинство и лекции Ивана Павлова об уме. Продолжение