29.05.2022

Интернет-газета Наш Донбасс

Новости Луганской Народной Республики и Донбасса

Переяславская Рада: уроки прошлого для успешного будущего

18 января 1654 года. Речь, произнесенная гетманом Богданом Хмельницким Войска Запорожского «посреди круга»:

Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем…

Народ возопил:

Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!

Что же произошло тогда, почему итог Переяславской Рады можно связать с самым существом России, не только с ее прошлым, но и с ее будущим? Нет ли общего в событиях XVII и XXI века? Исторические границы России (в разных формах ее существования — Российской империи, СССР) гораздо шире, чем границы современного государства. Российская Федерация является лишь частью этого целого. При этом она сама оторвана от целого, как оторваны огромные территории, превратившиеся в отдельные государства с разным результатом дискретного существования.

Народ, проживающий на территории современной Украины, был православным со времен Древней Руси, исповедовал православие. Польско-литовская уния и власть Речи Посполитой неизбежно сформировали вектор на окатоличевание и искусственное ополячивание православного народа. Но именно православие являлось основой духовной жизни, которая бы позволила выжить людям как общности, сохранить свою глубинную суть, самих себя.

Сохранение православия в словах Бориса Хмельницкого было одной из главных задач соединения территорий Войска Запорожского с Россией. И в Москве 1 октября 1553 года на Земском соборе решено было принять народ для защиты православных: чтобы царь Алексей Михайлович «изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую высокую руку, для православныя христианския веры и святых Божиих церквей, потому что паны Рада и вся Речь Посполитая на православную веру и на святые Божий церкви восстали и хотят их искоренити».

Менталитет того времени фактически приравнивал между собой «быть православным» и «быть русским». Поэтому решение соединить православный народ было тождественно соединению разрозненного русского народа.

Кроме веры, была еще одна мощная сила — это язык. Основа его — древнерусский язык, язык преподобного Нестора-летописца. Можно рассуждать на тему, старо-славянский он или старорусский, но факт остается фактом — он был единым (при всех наслоениях). Собственно, сама речь Богдана Хмельницкого — этому подтверждение.

Как актуально все, происходившее тогда, в свете нынешних реалий. Опять рвут народ по признаку веры и навязывают языковой антагонизм.

Но и самое важно. Не может целое жить по частям. Оторви человеку руки, ноги, голову, он превратится в труп. Это вековая мечта западных «партнеров» в отношении России. И для России, и для Малороссии, которую сейчас именуют Украиной, для выживания необходимо единство. Причем монолитное единство и в противовес западным устремлениям. Это — единственный путь. Исторически обусловленный и предопределенный.

Ваша Дана и Яковенко Вячеслав («Керчь»).

Поделиться ссылкой: